Не бойся, малое стадо! ибо Отец благоволил дать вам Царство

К 10-летию первой семьи-общины Преображенского братства

1. Православные "воскресники" и агапы (о чем не сыщешь в словарях)

В 1987 году христианская проповедь в России была еще вне закона, но коммуно-кагебешная империя уже перестраивалась. Внешне заглохли провокация против о.Александра Меня и других известных священников, заговорили о 1000-летии Крещения Руси.

Дьякон Георгий Кочетков, по настоянию пресловутых органов изгнанный из ЛДА, служил чтецом в храме у м.Речной вокзал. Отец Георгий уже несколько лет приводил людей в Церковь через известную всем теперь, а тогда еще только складывавшуюся, систему оглашения. В 1987 году на Пасху воцерковилась большая группа, достаточно однородная по своему составу - в основном тридцатилетние, интеллигентные люди, несколько супружеских пар. Как всегда катехизатором был сам о.Георгий, а его помощником - Александр Михайлович Копировский. Эта группа начала после каждой воскресной литургии собираться на "воскресники". Также постоянными участниками встреч стали не только несколько человек, прошедших оглашение раньше (среди которых был и я), но и другие близкие по духу православные. Объединило всех стремление исполнить в своей жизни заповеди Евангелия - служения благовествования и единства в братской любви. О "воскресниках" можно прочитать в "Принципах жизни семьи-общины" (Православная община, 1991.- ╪1.- С.31). По общему согласию выбирилась актуальная тема и связанное с ней место из Евангелия, назначались, готовившие проповедь в течение недели. Они говорили первыми, потом по желанию говорил еще кто-нибудь из присутствовавших, а в завершающей проповеди о.Георгий подводил итог рассматриваемой теме. За чаем эта тема, отдельные моменты проповедей еще могли довольно бурно обсуждаться. Открытая творческая обстановка этих "воскресников" была очень вдохновляюща и привлекательна, каждое воскресенье приходило все больше гостей, которые часто потом приглашали провести следующий "воскресник" у себя дома. Ездили по всей Москве. Дополнительно у нас проводились регулярные встречи, посвященные последовательному изучению Писания (евангельские), в которых катехизаторы не всегда участвовали, и поэтому было гораздо больше спорных мнений. Также стали служить вечерню мирянским чином (молитвенные встречи). Почти сразу постоянные участники этих встреч числом более 25 раз в два месяца начали собираться на агапы. 5 октября на очередной агапе решили стать общиной, а через четыре месяца в начале февраля 1988 года все приняли принципы жизни семьи-общины, избрали главу - отца Георгия, провели агапу и так родилась первая община - наша духовная семья.

Рождение духовной семьи-общины, как это было и в последующих случаях, всегда ощущается как дар Святого Духа - настолько удивительно духовное породнение-побратимство людей, зачастую совершенно разных - по возрасту, полу, национальности, происхождению, идеологии, образу жизни. Дух Божий, объединяющий всех в единое Тело - Церковь и в одно сословие ("вы - царственное священство"), преодолев особенности каждого, соделал всех братьями и сестрами, зримо едиными во Христе.

2. Первые годы.

Первые годы жизни первой семьи были наполнены внутренними и внешними событиями, по большей части происходившими по инициативе главы семьи. На литургию чаще всего ходили в храм Воскресения Словущего на Неждановой и еще иногда в храм Рождества в Измайлове. О.Виталий Боровой много давал нам как своими удивительными одновременно душевно тихими и духовно напряженными молитвами, так и живыми, глубокими проповедями.

О.Георгий часто напоминал о том, что мы должны быть в Церкви не потребителями, а служителями, рассказывал о имеющихся возможностях служения, давая каждому найти служение по душе. Была организована общинная библиотека, начали раз в два месяца собираться большие миссионерские "открытые" встречи, чаще стало проходить оглашение в группах, возникла Высшая школа. Каждый из членов семьи старался участвовать в этих начинаниях. Начали возникать новые общины.

Когда в мае 88 г. о.Георгий наконец-то получил место дьякона в Заозерье под Павловским Посадом, община участвовала в принятии решения о согласии на это, ощущая свою ответственность за умножение данных Господом талантов. Хотя Павловский Посад расположен более чем в часе езды от Москвы, а настоятель относился к отцу дьякону крайне агрессивно, это не стало для нас преткновением, дополнительная нагрузка дальних поездок не обременяла - "ибо иго Мое благо".

Через некоторое время в Электроуглях у местных жителей возникает инициатива восстановления храма, которую поддержал А.М.Копировский. Туда-то, на развалины 24 сентября 1989 г. поставляют иереем и настоятелем о.Георгия. Это стало началом совсем нового этапа для нашей семьи.

Наконец о.Георгий с нашим участием мог созидать полноценную евхаристическую общину, созидать Церковь в городе, на много лет просто лишенном храма. Сначала богослужения совершались под открытым небом, а с похолоданием в ближайшем доме община заняла подвал, превратившийся в храм. С этого момента прекратились воскресники - к сожалению, но зато намного возросло наше участие в богослужении и в приходской жизни. Огласительная деятельность общины, использование в богослужении русского языка наряду с церковнославянским для того, чтобы сделать понятным смысл богослужения как для оглашаемых, так и для верных, привлекли благожелательное внимание многих духовных людей. Тогда впервые в этом подвале община познакомилась с С.С.Аверинцевым, иеромонахом Лаврентием из Шеветони и др.

На Преображение 1990 года в Электроуглях состоялся Первый собор Преображенского братства. Сегодня это неформальное братство объединяет православных из разных городов и стран, поддерживающих движение по возродждению полноты духовной жизни в Русской церкви. После Евхаристии крестным ходом все отправились в лес - собор проходил на поляне. К собранию был подготовлен первый номер журнала "Православная община" - еще машинописный, в твердом переплете.

Вскоре в Электроуглях возник конфликт: несколько членов приходского собрания стали писать жалобы на о.Георгия. Их не устраивало что все внимание священника обращено на созидание церковной общины, а здание храма возводится медленно. Благочинный, которым был тогда пресловутый о.Адриан (Старина), причинил общине немало огорчений. К счастью, в это время появилась возможность создавать церковные общины в Москве. Братство открыло сразу четыре храма, и о.Георгия перевели в Москву в один из них - во Владимирский собор нынешнего Сретенского монастыря. В это время (в сентябре 90 г.) возникает православное просветительско-благотворительное братство "Сретение". Сбылась наша мечта о своем храме в центре Москвы, хотя долгое время богослужения проходили в страшной скученности в узком коридорчике, потому что почти весь храм - алтарь и пределы продолжало занимать государственное учреждение.

Убийство отца Александра Меня в сентябре 1990 года стало знаком начала нового периода испытаний для нашей Церкви.

Второй Преображенский собор в 1991 году проходил уже во Владимирском соборе и в б.дворце пионеров в пер.Стопани. Особую атмосферу создал начавшийся 19 августа переворот ГКЧП, не позволивший участвовать на соборе о.Иоанну Мейендорфу. Снова под угрозой была христианская миссия, свободная христианская проповедь и все же наш Собор, наш Преображенский крестный ход по Б.Лубянке был для нас чем-то более важным, чем танки на улицах. Наше собрание было важно даже не как оппозиция перевороту, а само по себе. У него была самоценность, только подчеркнутая происходящим в стране. Здесь собрались люди, которые думали и молились о лучшем будущем нашей церкви.

Внутренняя жизнь первой семьи-общины, ее членов не была спокойной в эти беспокойные годы. Происходило как убывание ее, так и возрастание. Все братство быстро возрастало, последние становились первыми, члены новых общин начинали служить более ревностно, сменяя тех, кто ослабел, или "оставил первую любовь". 1991-1992 годы - время кризиса первой семьи, когда она уменьшается на треть. Это, возможно, было связано не только с естественными процессами вырастания из неофитского, часто нетрезвенного горения, но и с тем, что созидательная, родительская забота главы семьи - о.Георгия меньше проявляется в семье, будучи направленной в это время на все братство, всю общину и школы. Компенсация происходит в семьях по плоти - в эти и последующие годы родилось множество детей.

  1. Период гонений.

Начавшиеся в конце 93 г. гонения на общину Владимирского собора, а теперь храма Успения в Печатниках сплотили семью. Сейчас в ней 17 полных членов, бывших с момента ее рождения, много неполных членов - супруги, уехавшие за границу и дети разных возрастов. На каждой агапе присутствует множество детей (почти столько же, сколько взрослых). Проходят нечастые евангельские и молитвенные встречи, регулярные семейные обеды-ланчи, советы и агапы. Собирается семья в неполном составе обычно не чаще двух раз в месяц, зато многие члены первой семьи давно стали также членами, часто главами и других семей-общин.

Первая семья приобрела некоторые черты семьи по плоти - у нас стало гораздо меньше душевных различий. Семью поддерживает уже не только духовное, но и большое душевное родство. Она готова делить со своим главой не только служение, но и все испытания, которые пошлет Господь.

Многие мечты первой семьи сбылись за прошедшие годы - о.Георгий стал священником, мы получили и вместе со всем братством восстановили храмы в Москве. Сейчас кажется, будто время потекло вспять и мы вновь все теряем. Но христианская жизнь - это путь вперед и вверх и путь крестный. В этом внешнем умалении мы явно видим признаки роста, духовного роста членов семей-общин, роста, даже численного, всего братства. Это укрепляет надежду на исполнение нашего первоначального упования о полноценной евхаристической семье-общине как общине верных, жизнью и верой засвидетельствовавших в полноте свое именование - ученики Христовы, пребывающие вместе в общении Любви и в служении.

йЮПРЮ яЮИРЮ